Ритмическая гимнастика
(с элементами акробатики, калланетики, шейпинга)
на уроках физической культуры в 10- 11 классах у девочек
на диагностической основе физической подготовленности .
Мониторинг
Соловьёва Людмила Борисовна
Учитель физкультуры
Cегодня большой популярностью пользуются занятия ритмической
гимнастикой, особенно среди женщин.
Ритмическая гимнастика сейчас – один из наиболее массовых видов
физической культуры , доступной буквально всем. Регулярные занятия его
способствуют нормальному функционированию как отдельных органов , так
и всего организма в целом.
Занимаясь ритмической гимнастикой , можно улучшить обмен
веществ , деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем ,
повысить уровень физической подготовленности , жизненный тонус,
работоспособность.
Регулярные занятия способствуют сохранению силы , гибкости и
красоты тела , улучшают осанку , походку стабилизируют кровяное
давление, пульс , предупреждают откладывание солей в суставах , помогают
организму легче справляться с перенапряжением и стрессами.
Заниматься ритмической гимнастикой довольно просто. Она не
требует особой экипировки и условий . Местом для занятий вполне
может быть небольшой спортзал , любое проветриваемое помещение.
Занятия ритмической гимнастикой можно отнести к числу новых
и современных видов физической культуры . Не смотря на то, что возникла
ритмическая гимнастика не вдруг . О пользе выполнения физических
упражнений под музыку знали еще в античном мире . Французский
психиатр Циналь (1750 -1826) допускал возможность »…прекращения
заболевания в результате могущественного влияния музыки и
упражнений тела». Французский педагог Ф. Дельсарт ( 1811- 1871 ) создал
систему , так называемой, выразительной гимнастики . Она применялась как с
целью физического воспитания , так и при подготовке массовых гимнастических
выступлений , выполняемых с музыкальным сопровождением.
Большое влияние на физическое воспитание оказала «ритмическая
гимнастика» профессора женевской консерватории Ж. Далькроза ( 1865-1914 )
Сущность его системы состояла в передаче движениями воспринимаемого
слухом ритма .
В 1910 году в Петербурге был открыт институт ритма . Основателем его был
С . Волконский .
Система физического воспитания , созданная П. Ф. Лесгафтом , во многом
способствовала физическому воспитанию женщин.
В 1923 году была организована «Студия пластического движения»-
-руководитель Э.Д. Вербова. В программу студии входили ритмическая
гимнастика и сольфеджио по Ж. Далькрозу : пластика , гимнастика и акробатика,
композиция упражнений , анатомия , биомеханика…
В 1934 году в Ленинградском институте имени П. Ф. Лесгафта была
создана- первая Всесоюзная школа художественного движения.
Так называлась гимнастика для женщин. Та самая гимнастика,
которая была прообразом , ставшей ныне массовой и популярной
ритмической гимнастики , представляющей собой выполнение специальных
разработанных программ , в состав которых входят общеразвивающие
упражнения , бег , прыжки , танцевальные движения.
В начале 2000 годов у подрастающего поколения всё больше и больше
проявляется интерес к новым видам упражнений и новым системам
тренировок (восточные единоборства , аэробика , шейпинг , атлетическая
гимнастика , ритмическая гимнастика).
Новая образовательная программа по физической культуре для учащихся
средней школы сегодня – является индивидуально – личностно ориентированной
программой .
Содержание программы построено так , что с возрастом овладение
учебным материалом требует от школьников всё более возрастающей
творческой активности и самостоятельности на занятиях . Нет жёстких
рамок в которые был зажат учитель . Теперь учитель имеет право
выбора учебного материала и форм занятий.
Ритмическая гимнастика – наиболее универсальный тип физических
упражнений для школьниц старших классов .
Группы ритмической гимнастики должны непременно создаваться
с учётом возрастных особенностей занимающихся . В классе это учтено .
При подготовке к уроку необходимо подобрать музыку , которая
должна соответствовать возрасту и эстетическому воспитанию
занимающихся .
Очень важно что ритмическая гимнастика – одна из форм физической
культуры с регулируемыми нагрузками .
Комплекс упражнений ритмической гимнастики составляется в
соответствии с поставленными задачами .
Комплекс упражнений ритмической гимнастики состоит из трёх частей
как и урок: подготовительной , основной , заключительной .
Подготовительная часть комплекса – это своеобразная разминка перед основной частью , занимает 12% -15% общего времени .
Задача подготовительной части – активизировать организм , подготовить
его к выполнению основной работ . Поэтому упражнения подготовительной
части не должны быть трудными (с точки зрения энергетических затрат ) , но
эмоционально окрашенными . Задачей подготовительной части наших
комплексов так же было совершенствование координационных , скоростных и
скоростно – силовых качеств . Упражнения подготовительной части мы старались
выполнять динамично и не только на месте , а и с продвижением в различных
направлениях . В работу вовлекали одновременно мышцы ног , туловища и
плечевого пояса .
Таким образом в подготовительной части комплекса ритмической
гимнастики мы использовали разнообразные движения , выполняемые
одновременно в различных суставах .
Основная часть наших комплексов занимает 70% -75% общего
времени и состоит из более сложных упражнений . В данной части мы
выполняли упражнения в различных исходных положениях : стоя , сидя , лёжа.
Это различные наклоны , повороты туловища , приседания , перекаты , стойки
На лопатках , перекаты и т. д. В основной части комплексов выполнялось
Большое количество так называемых упражнений аэробного характера -
это упражнения стимулирующие сердечную и дыхательную активность.
Бег , прыжки , танцевальные шаги – типичные упражнения аэробики .
«Аэробные» упражнения – это упражнения с большими нагрузками ,
которые определяются строго индивидуально для каждого занимающегося
по оптимальному показателю пульса . Этот показатель различный в
зависимости от возраста и частоты сердечных сокращений в
покое . Поэтому все занимающиеся должны уметь хорошо измерять свой
пульс . Мы на своих занятиях измеряли пульс на запястье левой руки за
6 секунд , затем к результату добавляли 0 .
Прежде всего необходимо знать свой пульс в покое (перед измерением
некоторое время нужно быть в спокойном состоянии ) . Измеряя пульс
несколько раз в день девочки определили свой средний пульс .
Аэробную часть комплекса нужно постепенно увеличивать .
главная задача основной части – это тренировка опорно -двигательного
аппарата , сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Упражнения
выполняются с различной амплитудой и в различных направлениях .
В основной части необходимо предусмотреть несколько «пиков»
нагрузки , для тренировки сердечно – сосудистой системы (их может
Быть от 2 до 4 , в зависимости от поставленных задач ).
Во время «пика» нагрузок пульс может достигать максимальной
величины (после бега , прыжков ). Максимальная частота сердечных
сокращений не должна превышать величины 220 минус возраст .
Тренирующий эффект даст выполнение гимнастических упражнений на пульсе 70 -
-80% от максимального (220 минус возраст ) то есть в десятых классах у девочек
Это где –то 143 – 163.
Сразу после «пиковых» максимальных нагрузок девушки измеряли свой пульс .
Измерять пульс нужно быстро, так как он быстро падает .
Заключительная часть комплекса занимает 10 % общего времени и состоит
В основном из дыхательных упражнений и упражнений на расслабление . А так
же в конце комплекса мы выполняли упражнения на растягивание для
снятия напряжения .
К концу выполнения упражнений на расслабление пульс девочек должен
быть на 20 – 30 ударов выше чем в состоянии покоя .
Мы измеряли пульс в конце урока ритмической гимнастики на 3 –ей и
10- ой минуте отдыха .
Главная задача заключительной части комплекса – вывести организм из
состояния повышенной двигательной активности и подготовить к последующей
деятельности .
Если нагрузка соответствовала физическим возможностям занимающихся то
пульс возвращается к исходному уровню ( или превышает его на 10 -20 % ) в
течении 10 минут после занятия .
Существуют две формы проведения занятий по ритмической гимнастике
импровизация и стабильный комплекс .
Наиболее эффективны занятия с использованием предварительно разработанной
программы (комплекса ).
Мною были разработаны три комплекса ритмической гимнастики с
использованием элементов шейпинга акробатики калланетики .
Каждый комплекс применялся в течении 2-х месяцев , по мере освоения заменялся
следующим комплексом , кроме того занятия ритм. гимнастикой легко усложнить
добавив в комплекс несколько упражнений для укрепления мышц брюшного
пресса , ног , увеличения подвижности в тазобедренных суставах, укрепления мышц
плечевого пояса или развития скоростно – силовых качеств , в зависимости
от задач урока .
Постепенно нужно исключать из комплекса простые , хорошо усвоенные
упражнения и заменять их новыми, более сложными .
Новые упражнения необходимо начинать выполнять в медленном темпе,
затем по мере усвоения увеличивать амплитуду, количество выполнений а
затем и темп .
Дополняя комплекс новыми упражнениями нужно стараться , чтобы упр .
сложные по координации чередовались со сложными в двигательном отношении .
Двигательная сложность связана с нагрузочностью упражнения, а координационная
- со стимулированием нервных процессов , поэтому сложные по координации
движения должны быть равномерно распределены на протяжении всего
комплекса, а не следовать одно за другим .
Упражнения , которые выполняются на малой амплитуде и в низком
темпе , можно выполнять большее число раз , чем широкоамплитудные .
Постепенно нужно увеличивать амплитуду упражнений до максимальной .
Большая амплитуда движений увеличивает подвижность в суставах и
улучшает эластичность мышц .
Мы старались использовать для своих занятий мажорную музыку , которая
улучшает настроение и самочувствие человека . Периодически меняли музыку.
Все упражнения комплекса старались выполнять с улыбкой , ведь это
отличная гимнастика для лица . Если человек смеётся , его эндокринная
система вырабатывает гармоны , что и при оздоровительном беге .
Теперь обратимся к динамике развития физических качеств после
применения наших комплексов . В эксперименте участвовало 111 учениц
10 -11 классов , МОУ «Лицей № 1» г. Всеволожска в 2014, 2013, 2012, 2011, 2010 и
2006, 2005, 2004, 2003 годах.
Динамика развития выносливости у девочек
(6 минутный бег по Куперу)
уровень
словесный |
В балах |
граница | На начало
Кол-во |
% |
На конец
Кол-во |
% |
низкий | 1. | 900м. и < |
12чел. |
10.8% |
0чел. |
0% |
Ниже среднего |
2 |
950м.- 1000м. |
15чел. |
13.5% |
3чел. |
2.7% |
средний | 3 | 1050м. -1200м. | 63чел. | 56.7% | 38чел. | 34.2% |
Выше среднего |
4 |
1250м.- 1290м. |
18чел. |
16.2% |
42чел. |
37.8% |
высокий | 5 | 1300м. и > | 3чел. | 2.7% | 28чел. | 25.4% |
Динамика развития силы и выносливости мышц брюшного пресса у девочек
(подъём туловища и. п. лёжа руки за головой за 1 мин.)
Уровень
словесный |
В баллах |
граница |
На начало
Кол-во |
% |
На конец
Кол-во |
% |
низкий |
1 |
29раз и < |
0 |
0% |
0 |
0% |
Ниже среднего | 2 | 29 – 36 | 37чел. | 33.3% | 5чел. | 4.5% |
Средний | 3 | 37 – 41 | 34чел. | 30.6% | 18чел. | 16.2% |
Выше среднего | 4 | 42 – 47 | 34чел. | 30.6% | 46чел. | 41.4% |
высокий | 5 | 48 и > | 6чел. | 5.4% | 42чел. | 37.8% |
Динамика развития гибкости у девушек
(наклон вперёд и. п. стоя на гимнастической скамейке)
Уровень
словесный |
В баллах |
границы |
На начало
Кол-во |
% |
На конец
Кол-во |
% |
низкий | 1 | + 6см. и < | 3чел. | 2.7% | 0 | 0% |
Ниже среднего | 2 | От + 7 до
+11 см. |
9чел. | 8.1 % | 0 | 0% |
средний | 3 | От + 12 до +14см. | 12чел.. | 10.8% | 8чел. | 7.2% |
Выше среднего | 4 | От + 15 до +19см. | 57чел. | 51.35% | 37чел. | 33.3% |
высокий | 5 | От+ 20см и > | 30чел. | 27% | 66чел. | 59.45% |
Динамика развития ловкости у девушек (3 *10м.)
Уровень
словесная |
В баллах |
граница |
На начало
Кол-во |
% |
На конец
Кол-во |
% |
низкий |
1 |
9.6сек и |
0чел. |
0 % |
0 |
0% |
Ниже среднего |
2 |
9.5 – 9.3сек. |
14чел. |
12.6% |
4чел. |
3.6% |
средний | 3 |
8.8 – 9.2сек. |
38чел. |
34.2% |
13чел. |
11.7% |
Выше среднего | 4 |
8.5 – 8.7сек. |
32чел. |
28% |
48чел. |
43.2% |
высокий | 5 |
8.4 и |
27чел. |
24.3% |
46чел. |
41.4% |
Теперь можно сделать некоторые выводы:
- Динамика развития всех (измеряемых нами ) физических качеств у девочек
положительна и высока.
На примере динамики развития координационных способностей мы видим ,
что если вначале эксперимента высокий и выше среднего результат имели
около 53 % учениц, то к концу эксперимента этот показатель около 84 % .
- Наши выпускницы уходят из школы хорошо физически подготовленными (об этом говорят и результаты ГТО : первое место в 2013 г., В2014г., 2015 г. в городе Всеволожске)
- хуже других физических качеств развита у девочек выносливость, высокий
и выше среднего уровня показатели у 64% учениц. Есть над чем работать.
Литература
1.Художественная гимнастика в школе. Г.А .Боброва
2.Художественная гимнастика. Р.А. Варшавская Л.Н. Кудряшова
3.Ритмы жизни и творчества. Н.Я . Пэрна
4.Ритмическая гимнастика. Э.И. Михайлова Ю.И. Иванов
5 Калланетик. Я. Андрианова