• 12Дек

    Комитет по образованию

    администрации  муниципального образования

    «Всеволожский муниципальный район»

    Ленинградской области

    Муниципальное

    общеобразовательное  учреждение

     

    «ЛИЦЕЙ № 1»

    г. ВСЕВОЛОЖСКА

     

    188640 Ленинградская область

    г. Всеволожск,  ул. Межевая  д.14

    тел/факс: 8 (81370) 25-479

     

    ОБРАЗОВАНИЕ    И   ЗДОРОВЬЕ.

    Взаимодействие семьи и школы в вопросах формирования                             культуры  здорового и  безопасного  образа жизни.

     

     

    Иванова Светлана Владимировна,

    учитель физической культуры

    ivanovasv-edu@yandex.ru,

    +79213477248

     

     

    Санкт-Петербург

    2013г

     

     

    Здоровье  детей – это  политика, в  которой  заложено  наше будущее,  поэтому перед педагогами, родителями, общественностью  стоит задача  воспитание  здорового  поколения. Но последние статистические данные  свидетельствуют о том  что, за период обучения  детей в школе ,  состояние здоровья  ухудшается в 4-5 раз.  И эти печальные факты  подтверждаю, что именно  в школе  ученик  получает  то или иное заболевание, отклонение здоровья.  Проблема здоровья  сегодня  вышла из ряда  педагогических  и обрела  социальное  значение.  Напряженные занятия в школе,   трудные  домашние задания, дополнительные занятия  иностранным языком или музыкой,  соблазн посмотреть  телевизор,  поиграть в компьютерные игры  лишают школьника  времени,  необходимого для отдыха,  прогулок, занятием  физкультурой и спортом.  Современный школьник перегружен информацией  и это  ведет  к развитию  хронического умственного утомления.                                                                                                                                                                                 Известно, что растущий  организм ребенка  в силу своего развития особо чувствителен  к воздействию   внешней  среды,  а  также  дефициту  жизненно важных питательных  веществ  и микроэлементов.                                                                                                                     Одновременно  с негативным воздействием экологических  и  экономических  кризисов  на подрастающее  поколение  страны  оказывают  неблагоприятное  воздействие  множество  факторов  риска,  имеющих  место  в  образовательных   учреждениях.  Они  приводят  к  постепенному  ухудшению  здоровья  детей  и  подростков  от  первого    к  последнему году  обучения.                                                                   

    В  современном  мире  множество  факторов  влияющих  на  здоровье  каждого  человека и  неблагоприятная  почти  катастрофическая   и экологическая   обстановка,  низкая  санитарно-гигиеническая  культура  населения,  удорожание  жизни,  реклама. А    одолеть  все  это  могут   лишь   знания,    ставшей нормой  жизни,  осознанной    повседневностью   действий.  Устойчивая  мотивация  на  физкультурно – спортивную  деятельность,   утверждения  здорового   образа   жизни  школьников  рассматриваются,  как   одно  из  приоритетных   направлений  гуманизации  образования.

    Система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны  и укрепления здоровья детей:

    -формирование  специально медицинских  групп  обучающихся  со  слабым  здоровьем,  для  занятий  физической  культурой;

    - введение третьего   часа по физической  культуре;

    - организация  динамических  пауз  в  виде  игр;

    - введение одного спортивного часа  в неделю  в  режим продленного  дня;

    -организация  секций   по  программе ФГОС;

    -  проведение  ежедневной  утренней  гимнастики  в  течении  8-10 мин до уроков;

    - привлечение родителей к совместной работе в спортивно-оздоровительных  мероприятиях (с родителями) Дни спорта,  «Мама,  папа,  я—спортивная  семья»,  и. т. д;

    - проведение  школьной  олимпиады по физической  культуре;

    - проведение  классных  часов  по вопросам гигиены,  охраны  здоровья   и формирования  здорового  образа  жизни;

    - участие  в  городских  мероприятиях,  посвященных  охране  здоровья;

    - участие  в конкурсах  на  темы: «Солнце,  воздух  и  вода – наши  лучшие  друзья!»

     Просветительская  работа  с родителями (законными  представителями) и педагогами

    - проведение лекций,  семинаров, круглых  столов и  т. п ;

    - привлечение  родителей  (законных  представителей)  к совместной  работе  по проведению  оздоровительных  мероприятий  и  спортивных  соревнований.

    -осуществляется  мониторинг  физического  развития   обучающихся  с последующим  анализом;

    - проведение  совместно  с  фельдшером  школы и родителями  анализ  заболеваемости  обучающихся,   выявление  динамики  различных  заболеваний  и их  возможных  причин;

    - приглашения  специалистов врачей  для  проведения  лекций  о мерах  предупреждения  различных  заболеваний, профилактика вредных привычек.

    - родительские  собрания   по теме: Здоровье ребенка – успешности в обучении;  Режим дня  в жизни школьника;  Путь к здоровью;  Что нужно знать родителям  о физиологии младших  школьников; Спортивные традиции  нашей семьи; Как  уберечь от неверного шага.                                                                                                                                                                              – предоставление  для родителей (законных  представителей) необходимой  научно-методической  литературы.

    Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

     

        Семья – основа формирования образа жизни и здоровья ребенка.
    За последние десятилетия отмечается стабильная тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. На его формирование оказывают многие факторы, но особое место занимают семейные факторы. Именно в семье ребенок учится ходить, произносить первые слова, именно семья формирует навыки здорового образа жизни и отношение к своему здоровью, заботиться о его физическом и психическом развитии.

    Актуальность проблемы формирования образа жизни ребенка в семье определена тем, что образ жизни является ведущим фактором, определяющим состояние здоровья человека, а также тем, что формирование других семейных факторов риска развития заболеваний определяется поведением семьи (образом жизни) при выполнении семьей ее функций. Прежде всего, таких как медицинская, направленная на сохранение здоровья, воспитательная, направленная на первичную социализацию ребенка, психологическая, направленная на сохранение психологического здоровья,репродуктивная, направленная на воспроизводство населения, производственная, направленная на жизнеобеспечение семьи, и культурная, направленная на саморазвитие семьи.

    Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
    - положительная динамика физического состояния ребенка;
    - уменьшение заболеваемости;
    - формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
    - снижение уровня тревожности и агрессивности.

    Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри  семьи, в которой  родился и воспитывался ребенок.

    Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить  искусству укрепления здоровья.

    Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Дети должны осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

    Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

    Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

    Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.

    Формирование  ЗОЖ служит укреплению  всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие  семейные  традиции, понять  значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить  нормы и этику отношений с родителями и  другими  членами  семьи.

    Цель: Выявление  влияния семьи  на формирование здорового образа жизни у детей через объединение участников процесса в совместной деятельности.

    Задачи: 1. определить участников экспериментальной деятельности;

    2. провести  опрос родителей, данные занести в таблицу;

    3. предложить комплекс спортивных мероприятий;

    4. проанализировать результаты экспериментальной деятельности;

    5. разработать рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни в семье.

    Методы: опросы, эксперимент.

    В  начальной  школе  2 классы  провели опрос среди родителей и выявили желающих участвовать в необычном эксперименте, длительность которого 2 месяца. Родителям было предложено ответить на вопросы предложенной таблицы (см. таблица № 1).

    1этап

    Таблица № 1 «Опрос родителей детей 8-9 лет, посещающих МОУ «Лицей № 1».11.09.13г.

    Ф. И. ребёнка

    Как много Вы уделяете время ребёнку в течение дня(больше 30мин.)?

    Занимаетесь ли  вы с ребёнком каким-либо видом спорта?

    Делаете ли зарядку по утрам?

    Смотрите ли с ребёнком спортивные игры?

    Часто ли болеет Ваш ребёнок?

     

    да

    нет

    да

    нет

    да

    1. А.Д.

    2. Б.А.

    3. Б.П.

    4. В.Е.

    5. Е.П.

    6. К.И.

    7. К.А.

    8. К.А.

    9. К.Е.

    10. Л.С.

    11. М.А.

    12. М.А.

    +

     

    +

     

     

     

     

     

     

     

    +

     

    +

     

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

     

    +

     

     

    +

     

     

     

     

     

     

     

    +

    +

    +

     

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

     

    +

     

     

    2 этап

    Эксперимент.

    Время проведения эксперимента – два месяца. Родителям было предложено посетить такие мероприятия, как «Семейный клуб», где рассматривалась проблема физического воспитания; посетить физкультурные занятия, где родители могли увидеть физические способности своих детей и познакомиться с результатами диагностики по физическому воспитанию; участие в спортивном мероприятии «Моя семья готовится к Олимпиаде!» (итоговое мероприятие). А также были предложены родителям задания, которые они должны выполнить вместе с детьми в течение всего времени эксперимента:

    1. комплекс утренней гимнастики;
    2. просмотреть передачи спортивного характера;
    3. найти спортивную секцию и посещать её в течение двух месяцев.

    3 этап

    Таблица № 2 «Опрос родителей  детей 8-9 лет, МОУ « Лицей №1» (спустя 1. месяца).11.10.13г.

    Ф. И. ребёнка

    Как много Вы уделяете время ребёнку в течение дня(больше 30мин.)?

    Занимаетесь ли  вы с ребёнком каким-либо видом спорта?

    Делаете ли зарядку по утрам?

    Смотрите ли с ребёнком спортивные игры?

    Часто ли болеет Ваш ребёнок?

     

    да

    нет

    да

    нет

    да

    1. А.Д.

    2. Б.А.

    3. Б.П.

    4. В.Е.

    5. Е.П.

    6. К.И.

    7. К.А.

    8. К.А.

    9. К.Е.

    10. Л.С.

    11. М.А.

    12. М.А.

    +

    +

    +

     

    +

    +

     

    +

    +

    +

    +

    +

     

     

     

    +

     

     

    +

     

     

     

     

     

    +

    +

     

    +

     

    +

    +

    +

     

    +

    +

     

     

    +

     

    +

     

     

     

    +

     

    +

    +

    +

    +

     

    +

    +

    +

    +

     

    +

    +

    Вывод: Желающих поучаствовать в эксперименте оказалось 12 семей. Данные таблицы № 1 говорят нам о том, что физическому развитию в семье не уделяется особого внимания, только единицы прививают своим детям интерес к спорту и физической культуре.

    После проведённого эксперимента результаты  исследования показали (см. табл. № 2), что влияние семьи на формирование ЗОЖ у детей велико. Совместная спортивная деятельность взрослых и детей объединила семьи: родители стали больше времени проводить со своими детьми, а дети, переживая поддержку родителей, с удовольствием занимаются физической культурой в различных её проявлениях: посещают спортивные секции, танцевальные кружки, делают зарядку и т.д., даже после проведения данного эксперимента.

    Рекомендации для родителей на темы: «Физическое развитие ребенка: с чего начать?», «Советы, где и как следует заниматься спортом», «Спорт и дети: в какую секцию отдать?», рубрика «Знаете ли вы, что…», «Правила и требования во время использования спортивного комплекса дома».

        Образование  будет выполнять   функцию  укрепления  здоровья   подрастающего  поколения  в  том  случае,  если  здоровью  будут   не  только  учить,  но  здоровье станет   образом  жизни.  Пример  такого  образа  жизни  должны  показать   педагоги,   родители,  общественность.                                                                                                                                           Для  формирования  культуры  здоровья  детей   необходимо   прежде  всего заинтересованное  и  творческое   отношение к работе  всего педагогического  сообщества: от работников  министерства  образования, до учителя, воспитателя,  преподавателя  в каждом   образовательном учреждении.

    Литература

    1. О.Б.Казина, «Веселая физкультура для детей и их родителей», М.: Мозаика-Синтез, 2

    2.Э.Я. Степаненкова, «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 – стр. 326-329.

     

    Автор: Supervisor, 12:55

Ваш отзыв

Внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.

Uses wordpress plugins developed by www.wpdevelop.com